В Поиске "эликсира скорости":))
Глядя на пролетающих мимо "почтичтопрофи", многие начинающие роллеры буквально всерьез озадачиваются поисками эфемерного "эликсира скорости" и часто это превращается в некую идею фикс.
На самом деле мне совсем не хотелось делать эту публикацию (поэтому ее и не было до сих пор), потому как по моему мнению это ненужная для большинства роллеров тема. Но глядя на постоянно возникающие "спичи о лучшем скользяке" (и поскольку смазка в роликовых подшипниках все-таки "имеет место быть"), я попробую в популярной форме прояснить что и как.
Немного теории:
- Роль смазки в подшипниках
Смазка
- образует гидродинамическую масляную пленку (граничный слой)
- снижает скорость износа рабочих частей в подшипнике
- демпфирует соударения между деталями подшипника во время работы
- рассеивает и отводит тепло от частей подшипника, предотвращая местные перегревы
- защищает части подшипника от коррозии
Частичное или полное нарушение действия любого из перечисленных факторов негативно отражается на работоспособности подшипника и ускоряет выход его из строя.
Именно пленка граничной смазки между деталями является тем звеном, через которое передается поток энергии. От способности смазки передавать эту энергию и зависит надежность и долговечность узла (в нашем случае - подшипника). С точки зрения передачи энергии, смазка является такой же полноценной деталью, как карданный вал или сцепление в машине (или ног применительно к роллерской аналогии).
Нормальная работа подшипника качения может быть достигнута только при условии правильного выбора смазки. Неправильный выбор смазки, а также избыток или недостаточность ее в подшипнике незамедлительно сказывается на качестве работы (т.е. легкости вращения) и долговечности подшипника.
В подшипниках для роликовых коньков могут использоваться смазки 2-х видов:
|
|
|
Некоторые роллеры в "поисках лучшей доли" останавливают свой выбор на непонятных им "нефтепродуктах": смазках графитовых, молибденосодержащих, с противозадирными свойствами и т.п. Одни просто находятся в "вечном поиске" и клюют на "многообещающие названия". Другие же простодушно делают это по незнанию. Впрочем, причины неважны. А между тем принцип действия многих смазок совсем не прост, и совсем не факт, что это нужно роллерам.
- Хочется предостеречь от необдуманного использования разных непонятных масел и смазок, и вот почему:
Вот, к примеру, принцип действия распространенных смазок с антизадирными присадками, (обратите внимание на выделенные курсивом фразы)
Есть еще одна распространенная "критическая ошибка" - химическое самопальство: люди "готовят" себе смазки из разных компонентов, плюсуя, по их мнению, свойства каждого компонента в одну "ну очень хорошую" смазку.
- а между тем:
"...нельзя смешивать смазки с различными загустителями. Например, при смешивании литиевой смазки "ЛИТОЛ-24" с кальциевой - "Солидолом" - такая смесь получает эксплуатационные свойства хуже свойств СОЛИДОЛА."
".. нельзя смешивать пластичную смазку и с жидким маслом, поскольку это разрушает каркас самой пластичной смазки".
Похожие с виду смазки разных фирм (даже одинакового назначения) смешивать также нельзя, так как они могут содержать разные присадки по химическому составу и другие компоненты."
так получилось, что:
Одна из старейших смазок - "Солидол" - уже отжила свой век: роль стабилизатора структуры в солидоле выполняет обычная вода. При повышении температуры до 60 град С и выше вода испаряется из солидола, масло вытекает из подшипника, остается только небольшой твердый комок загустителя...
Самой доступной и недорогой пластичной смазкой для подшипников роликовых коньков на сегодня остается - Литол24. Но я, все же, рекомендую использовать не сам -литол24-, а его фирменные аналоги, поскольку за качество продавамого в наших автомагазинах трудно поручиться....
Закладывать пластичные смазки (любого типа) нужно прим. 20% от внутреннего объема подшипника, т.е. буквально чуть-чуть, равномерно распределив ее по внутренностям.
Основная ошибка: "заложу побольше", лишнее "само выдавится". Прессуют до отказа, а потом "раскатывают" все это неделями. Конечно выдавится и "никуда не денется!" Но дело в том, что от избытка смазки подшипник начинает разогреваться (и часто ощутимо), сепаратор при этом "залегает" (давит на шарики сильнее обычного), а где есть разогрев, там есть и повышенный износ. Как поступать - решайте сами.
- Импортные аналоги Литол-24:
Я не буду беседовать а разных там пенетрациях, коллоидной стабильности и другой ругани а приведу перечень подходящих по свойствам аналогов разных фирм.
"Shell" : Alvania 3, R3, Cyprina 3, RA
"Mobil" : Mobilux 2, 3, EP2, EP3; Mobilgrease MP
"British Petroleum" : Energrease L2, LS3
"Exxon" : Beacon 3
"Agip" : Agip F1 CR MU3; Agip F1 CP FC3
"Teboil" : Multi-Purpose Grease
"Texaco" : Hytex EP-2
"Unocal 76" : Multiplex Red Grease 2
"Valvoline" : General Multi Purpose Grease
- Велосипедные смазки:
для педальных самокатов нужны ГСМ 2-х видов - для подшипников (в ступицах колес, педалей и проч.) и для смазывания цепей. Вело-смазки для подшипников подходят и для роликов, хотя обычно цена таких смазок завышена (ввиду special target и мелкой тары розлива). К слову говоря - и размер подшипников там похож (они лишь ненамного больше).
Те смазки, что для вело-цепей - не подходят совсем: cмазка для велоцепей, по-большому счету заботится только об одной их части: о резиновых колечках между звеньями (в цепях O-Ring). C трением качения ей попросту не справиться.
- Остальные
Есть еще куча смазок "общего применения" разных фирм и названий, некоторые с удовольствием могут жить и в подшипниках роликов. Главное - чтобы это не был газированный керосин и подобное.
И напоследок:
.... я ни в коем случае не уповаю на необходимость во что бы то ни стало круглосуточно мазать-мазать-мазать.. Надо побольше кататься (просто до упаду), а остальное - придет само :)) ... непременно.
использованы материалы из справочников МНИАП и зарубежная литература
ЕЩЕ по теме:
В поисках чаши святого грааля. Часть 1.
не нужно.
"Japan import high quality grease."
https://www.twincambearing.com/product/ilq-9-classic/