В Поиске "эликсира скорости":))

Глядя на пролетающих мимо "почтичтопрофи", многие начинающие роллеры буквально всерьез озадачиваются поисками эфемерного "эликсира скорости" и часто это превращается в некую идею фикс.

На самом деле мне совсем не хотелось делать эту публикацию (поэтому ее и не было до сих пор), потому как по моему мнению это ненужная для большинства роллеров тема. Но глядя на постоянно возникающие "спичи о лучшем скользяке" (и поскольку смазка в роликовых подшипниках все-таки "имеет место быть"), я попробую в популярной форме прояснить что и как.

Немного теории:

  • Роль смазки в подшипниках

Смазка

  • образует гидродинамическую масляную пленку (граничный слой)
  • снижает скорость износа рабочих частей в подшипнике
  • демпфирует соударения между деталями подшипника во время работы
  • рассеивает и отводит тепло от частей подшипника, предотвращая местные перегревы
  • защищает части подшипника от коррозии 

Частичное или полное нарушение действия любого из перечисленных факторов негативно отражается на работоспособности подшипника и ускоряет выход его из строя.

Именно пленка граничной смазки между деталями является тем звеном, через которое передается поток энергии. От способности смазки передавать эту энергию и зависит надежность и долговечность узла (в нашем случае - подшипника). С точки зрения передачи энергии, смазка является такой же полноценной деталью, как карданный вал или сцепление в машине (или ног применительно к роллерской аналогии).

Нормальная работа подшипника качения может быть достигнута только при условии правильного выбора смазки. Неправильный выбор смазки, а также избыток или недостаточность ее в подшипнике незамедлительно сказывается на качестве работы (т.е. легкости вращения) и долговечности подшипника.

В подшипниках для роликовых коньков могут использоваться смазки 2-х видов:

  • пластичные на литиевой основе (GREES)
  • Пластичная смазка
  • жидкие (OIL)
  • Жидкая смазка

    Некоторые роллеры в "поисках лучшей доли" останавливают свой выбор на непонятных им "нефтепродуктах": смазках графитовых, молибденосодержащих, с противозадирными свойствами и т.п. Одни просто находятся в "вечном поиске" и клюют на "многообещающие названия". Другие же простодушно  делают это по незнанию. Впрочем, причины неважны. А между тем принцип действия  многих смазок совсем не прост, и совсем не факт, что это нужно роллерам.

    • Хочется предостеречь от необдуманного использования разных непонятных масел и смазок, и вот почему:

    Вот, к примеру, принцип действия распространенных смазок с антизадирными присадками, (обратите внимание на выделенные курсивом фразы)

    Есть еще одна распространенная "критическая ошибка" - химическое самопальство: люди "готовят" себе смазки из разных компонентов, плюсуя, по их мнению, свойства каждого компонента в одну "ну очень хорошую" смазку.

    • а между тем:

    "...нельзя смешивать смазки с различными загустителями. Например, при смешивании литиевой смазки "ЛИТОЛ-24" с кальциевой - "Солидолом" - такая смесь получает эксплуатационные свойства хуже свойств СОЛИДОЛА." 

    ".. нельзя смешивать пластичную смазку и с жидким маслом, поскольку это разрушает каркас самой пластичной смазки".

    Похожие с виду смазки разных фирм (даже одинакового назначения) смешивать также нельзя, так как они могут содержать разные присадки по химическому составу и другие компоненты."

    так получилось, что:

    Одна из старейших смазок - "Солидол" - уже отжила свой век: роль стабилизатора структуры в солидоле выполняет обычная вода. При повышении температуры до 60 град С и выше вода испаряется из солидола, масло вытекает из подшипника, остается только небольшой твердый комок загустителя...

    Самой доступной и недорогой пластичной смазкой для подшипников роликовых коньков на сегодня остается - Литол24. Но я, все же, рекомендую использовать не сам -литол24-, а его фирменные аналоги, поскольку за качество продавамого в наших автомагазинах трудно поручиться....

    Закладывать пластичные смазки (любого типа) нужно прим. 20% от внутреннего объема подшипника, т.е. буквально чуть-чуть, равномерно распределив ее по внутренностям.

    Основная ошибка: "заложу побольше", лишнее "само выдавится". Прессуют до отказа, а потом "раскатывают" все это неделями. Конечно выдавится и "никуда не денется!" Но дело в том, что от избытка смазки подшипник начинает разогреваться (и часто ощутимо), сепаратор при этом "залегает" (давит на шарики сильнее обычного), а где есть разогрев, там есть и повышенный износ. Как поступать - решайте сами.

    • Импортные аналоги Литол-24:

    Я не буду беседовать а разных там пенетрациях, коллоидной стабильности и другой ругани а приведу перечень подходящих по свойствам аналогов разных фирм.

    "Shell" : Alvania 3, R3, Cyprina 3, RA

    "Mobil" : Mobilux 2, 3, EP2, EP3; Mobilgrease MP

    "British Petroleum" : Energrease L2, LS3

    "Exxon" : Beacon 3

    "Agip" : Agip F1 CR MU3; Agip F1 CP FC3

    "Teboil" : Multi-Purpose Grease

    "Texaco" : Hytex EP-2

    "Unocal 76" : Multiplex Red Grease 2

    "Valvoline" : General Multi Purpose Grease

    • Велосипедные смазки:

    для педальных самокатов нужны ГСМ 2-х видов - для подшипников (в ступицах колес, педалей и проч.) и для смазывания цепей. Вело-смазки для подшипников подходят и для роликов, хотя обычно цена таких смазок завышена (ввиду special target и мелкой тары розлива). К слову говоря - и размер подшипников там похож (они лишь ненамного больше).

    Те смазки, что для вело-цепей - не подходят совсем: cмазка для велоцепей, по-большому счету заботится только об одной их части: о резиновых колечках между звеньями (в цепях O-Ring). C трением качения ей попросту не справиться.

    • Остальные

    Есть еще куча смазок "общего применения" разных фирм и названий, некоторые с удовольствием могут жить и в подшипниках роликов. Главное - чтобы это не был газированный керосин и подобное.

     

    И напоследок:

    .... я ни в коем случае не уповаю на необходимость во что бы то ни стало круглосуточно мазать-мазать-мазать.. Надо побольше кататься (просто до упаду), а остальное - придет само :)) ... непременно.

    барх....

    использованы материалы из справочников МНИАП и зарубежная литература

     

    ЕЩЕ по теме: 

     Тесты пластичных смазок !

    В поисках чаши святого грааля. Часть 1.

     

    Ваши комментарии
    30.07.2019 15:53    |     Валерий
    Оборотов подшипник в ролике делает не более 4000 ( даже редко средний роллер набирает 2500) в минуту, а значит его DN фактор не более 60000. Это говорит о том, что подшипник вращается на малых оборотах,тем самым количество смазки должно быть от 75-90 процентов от внутреннего объема. И только при DN-факторе более 400 000 закладывается смазки 20 процентов от внутреннего объема. А если учесть, что большинство роллеров не набирают DN-фактор более 50 000, то смазку можно смело забивать полностью. При таких оборотах никогда не наберется нужная температура, при которой смазка будет терять свои свойства.
    18.08.2018 22:40    |     _оЯ_
    Вадим Wrote:
    они 5 лет в магазе пылились. Нужно ли менять смазку в подшипниках?
    не нужно.
    Вадим_ Wrote:
    Вот бы узнать, что там с завода кладут.
    "Japan import high quality grease."
    https://www.twincambearing.com/product/ilq-9-classic/
    18.08.2018 22:11    |     Вадим_
    Кстати, в первый день по незнанию катался пол лужам, никаких последствий не было. На всякий случай поле этого снимал все колеса и снимал пыльники на подшипниках, воду в виде мелкой капли увидел только в паре подшипников. Смазка там есть - густая белая. Вот бы узнать, что там с завода кладут.
     
    Нам интересно ваше мнение! Есть что добавить?
    Ваше имя: 
    Комментарий

    Введите эти цифры:

    Внимание! Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки на сайт RolleR.ru