Как выбрать колеса для роликовых коньков
Эта статья рассказывает о том, какими бывают колеса для роликовых коньков.
Прежде всего, в 99,5 % случаев, колеса для роликов изготавливаются из полиуретана, который в первый раз был применен для роликовых колес в 1979 году, да так и прижился в качестве основного материала :)))
Материал из которого делают колеса для роликовых коньков
Когда-то колеса для роликов делались из чего угодно, и даже из экзотических материалов - даже из твердого дерева (вроде самшита) и из металла. Однако первые очень быстро изнашиваются, а вторые сильно передают вибрацию на ноги. Использование полиуретана стало маленькой революцией, так как в своих качествах он обьединяет ударостойкость, сопротивление истиранию и небольшое сопротивление качению. Такие колеса лучше держат дорогу, долго используются и делают катания приятным:))
Что нужно знать про колеса для роликовых коньков
Что нужно знать при выборе колес - ведь их множество, цветных и не очень, разных и всяких. Как в этом разобраться?
А между тем, все не так сложно:
При все своем мнообразии, колеса для роликов имеют две основные характеристики: диаметр (размер) и твердость (жесткость). Тут имеются виду свойства оболочки колеса - которая и катится по асфальту.
Поэтому начнем с маркировки.
Колеса хороших (белых) производителей: K2, Rollerblade, Fila, Hyper, Gyro, Senate, Kryptonics, Labeda и др., кроме логотипа самой фирмы всегда имеют маркировку размера и жесткости. Это позволяет хоть как-то ориентироваться при подборе колес.
Твёрдость обозначается "индексом дюрометрии", это основной показатель характеристик колеса; на самих колёсах этот показатель обозначается двузначным числом: от 72А до 93А - чем больше это число, тем колесо жестче. Буква А просто указывает на то, какая шкала твердости употребляется (шкала А).
Размеры, материалы и особенности исполнения колёс непосредственно связаны со стилем катания. Итак, стили: фитнесс, скоростное катание, фрискейт, агрессиви хоккей
Колеса для фитнеса и скоростного катания на роликах
Используются колёса от 70 до 100 миллиметров, это наиболее многочисленная группа колес! Стандартный ряд диаметров этих колес 76-78-80-84-88-90-100 мм.
Как правило, на улице удобнее использовать колёса самого большого диаметра - конечно, насколько позволяет рама вашего конька. В помещении, где пространство ограничено, удобнее колёса немного меньшего диаметра. Покупать самые большие колёса имеет смысл ещё и потому, что большее колесо имеет и более долгий ресурс - колеса изнашиваются неравномерно: за 2-3 дня снимаются первые 2-3 мм от размера колеса, а потом износ замедляется; поэтому если купить 84 мм, то реальный размер, который будет потом долго держаться - 80 мм. !!! Гоночные колеса больших диаметров могут быть со ступицей как под подшипник обычного размера - 608, так и под микроподшипники 688.
Жёсткость колёс для фитнеса - от 72А до 85А. Наиболее распространены колеса с жесткостью 82A - обеспечивают лучшее сочетание сцепления с дорогой и комфорта на плохих покрытиях. В среднем, человеку весом 70-75кг при частоте катания 2-3 раза в неделю одного комплекта колес хватает на сезон. Выбирая колеса, нужно учитывать и свой вес - человеку с приличным весом (больше 80 кг ) лучше взять колеса потверже.
Колеса для хоккея на роликовых коньках
Для этой игры на роликах делаются своеобразные колёса - в целом они похожи на обычные (для фитнеса), но их отличает очень прочная литая ступица без спиц или же с толстыми короткими спицами: жёсткость и прочность тут на первом месте.
Размер хоккейных колес - от 59 до 80 мм, жесткость - от 75 до 83. По идее, колеса подбираются под конкретное покрытие и размер площадки. Кроме непосредственно хоккея, такие колеса можно рекомендовать любителям прыжков и тяжелым роллерам.
Колеса для фрискейта
Похожи по форме на колеса для хоккея - для фрискейта с его прыжками также нужна очень прочная литая ступица без спиц. Разница лишь в большей жесткости и меньшей цепкости этих колес - если в хоккее колеса должны "держать" своего хозяина при любых поворотах, то во фрискейте очень ценятся слайды - скольжения на колесах, и в них излишняя цепкость колес будет только мешать
Колеса для тяжелых роллеров
Для тяжелых людей (больше 80 кг), и для роллеров с жесткой манерой катания существует проблема поломки ступиц, из-за этого часто приходится выбрасывать почти новое колесо; поэтому в таких случаях лучше подбирать себе колеса для людей "с весовЫм достоинством", или близкие по конструкции к хоккейным. За выбор более жестких колес для таких ллюдей, говорит еще и такое обстоятельство: чем больше вес роллера, тем сильнее мягкое колесо "залипает" в афальт, вследствие этого присходит ускоренный износ и заметное уменьшение скорости.
Колеса для агрессивных роликов
Для трюкового катания делаются самые прочные колеса, их размеры - от 53 до 64 мм. В последнее время разница между колесами для рампы и стрита практически исчезла. Но все же на городских спотах удобнее кататься на небольших колесах: 53-54 мм. На небольших колесах удобнее скользить по перилам (на раме остается достаточно много места для трубы) и устойчивее приземления при прыжках.
Ступица (Core) колес для агрессива всегда делается сплошной (без спиц), это делает её максимально устойчивой к ударным нагрузкам. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, разные производители колес для агрессива исповедуют свои идейные подходы к их изготовлению, поэтому колеса все же немного отличаются.
В колесах для агрессива бывают ступицы маленького диаметра и большого. К примеру, фирмы "Senate" и "MOM USA" исповедуют идею больших ступиц - 32 и 34 мм. Теоретически, большая ступица - жестче и прочнее, но в конечном итоге все это зависит от качества материалов. К сожалению, треснувшие колеса можно встретить со ступицами обоих видов. Поэтому нельзя сказать, что колеса с большими ступицами однозначно лучше.
Маркировка
Настоящие колеса для агрессива кроме обозначения производителя всегда имеют маркировку размера и твердости. На это нужно обязательно обращать внимание; как это ни странно, на левых китайских колесах таких обозначений нет.
Для большего удобства катания по перилам есть специальные маленькие и очень твердые колесики - 44-47 мм / 100A (или 50R - это примерно в 2 раза твёрже, чем 100А ). Они ставятся в середину рамы - на место 2-го и 3-го колёс - тогда в центре рамы получается "ну очень" много места под перилу. Просто кататься при такой установке колес не очень удобно, а вот для слайдов - "самое оно".
Для катания в рампе (vert) удобнее колеса диаметром побольше - 59-64 мм: В рампе удобнее колеса побольше: больше колеса > больше скорость. Некоторые производители делают колеса с железными ступицами - такие колеса будут быстрей всего в рампе, поскольку железная ступица не деформируется при проезде по рампе и придает колесам жесткость больше чем номинальная при сохранении хорошей цепкости
У колес для агрессива есть еще такое понятие, как "Pro-model wheels".
Т.е. выпускается серия колес с именем про-райдера. Параметры этих колес отражают, по-идее, личные пристрастия этого Pro- к размеру колес и их твердости. Стоят такие колеса, как правило дороже обычных, их качество, как у простых, "неименных", случается разным.
Пролог.
Немного обобщающей информации о колесах для всех стилей - внимательное прочтение этого заведомо позволит избежать ошибок при подборе и покупке колес.
Роликовое колесо состоит из двух неразъёмных частей - ступицы и внешнего полиуретанового слоя, который и соприкасается с дорогой.
Ступица - жёсткая "сердцевина" колеса, именно в неё и вставляются подшипники; материал ступицы намного прочнее и твёрже внешней полиуретановой оболочки - ступица не должна деформироваться от нагрузок при катании. Обычный материал ступицы - нейлоновые термопластики разных видов. Сплавы легких металлов и композитные углепластики для ступиц используются крайне редко - только в узкоспециализированных колёсах (гоночных). Конструкции ступиц встречаются самые различные как по количеству спиц, их форме и параметрам.
Ступица колеса для фитнеса большая по размеру и делается со спицами. Ступица специально рассчитывается, ведь у нее масса задач:
- обеспечивать жёсткость и курсовую устойчивость колеса
- отводить тепло от подшипников и оболочки
- она должна быть при этом достаточно лёгкой
Наши китайские товарищи, поддавшись соблазну сэкономить, часто пытаются соорудить колеса вообще без ступиц. Это ужасно.
Новые колёса в магазине при прочих равных параметрах могут отличаться профилем. Он может быть:
- заострённым у гоночных колёс
- полукруглым у колес для фитнеса, хоккея и фрискейта
- уплощенным или совсем плоским для агрессивных колес
Теоретически, колесо с узким профилем имеет маленькое пятно контакта с дорогой и соответственно небольшое трение качения. На мой взгляд, "выбор" профиля колес при их покупке - дело личных предпочтений. За несколько дней, в зависимости от манеры езды любой профиль меняет форму на "индивидуальную заточку". Исключение - гоночные колеса: перед ответственными забегами колеса подтачивают на станке для придания им наиболее выгодного профиля. Кстати, по профилю поезженных колес можно многое сказать о человеке и манере его катания.
Для получения большей скорости лучше выбирать колёса с большой жесткостью (больше 83А) - к тому же они намного износоустойчивей; но вместе с тем, на неровном покрытии сильнее передают вибрации на ноги, что на плохом асфальте все же причиняет неудобство.
Колёса помягче (75А - 82А) - лучше обеспечивают сцепление с дорогой, сильнее смягчают вибрации, но они и быстрее стачиваются.
Вообще, износ колес зависит не только от достаточно "эфемерного" показателя "жесткости", а в первую очередь от техники катания роллера и от массы параметров, нигде не оговоренных: состава полиуретана и его характеристик, настроения и добросовестности производителя и проч.
Как таковая, жесткость характеризует только "высоту отскока", а скажем, истираемость и сопротивление трению скольжения на разных поверхностях зависит от свойств конкретного материала.
Если хотите в самом деле получать удовольствие от роликовых коньков, то не покупайте колеса на рынках, особенно так называемые "гелевые" и т.п. Дешевизна здесь - только порок.. Как правило, это отвратные (погремушечные) изделия, которые запросто кому угодно убьют тягу к роликам (а детям - особенно быстро).
барх....
Перейти к выбору колес для роликовых коньков в нашем магазине
На сухом покрытие цепкость у мягких колёс тоже обычно выше , это может быть важно при резких манёврах , например при игре в колдуны и хоккей , хотя существуют и специальные модели жёсткий колёс , с повышенной цепкостью (grip).
Вес - да , для большого веса нужно выбирать более жёсткие колёса , не меньше 84А , чтоб не проминались , легко ехали , медленнее изнашивались , и вообще выдерживали нагрузку , потому что слишком мягкое колесо может под большим весом перегреться (из-за постоянных деформаций) , отслоиться (мясо отходит от ступицы) , и даже развалиться на куски , в том числе и прямо на ходу , особенно на высокой скорости.
Но помимо параметра жёсткости существуют немаркируемые (или редко указываемые) параметры , типа упругости (прыгучести) , и просто особенности колеса , связанные с его конструкцией , например с толщиной мяса. Например колёса с одинаковой жёсткостью и разной упругостью будут по-разному ехать , а при разной толщине мяса у них будут отличаться антишоковые свойства , и способность выдерживать большой вес.
24 это 24мм , ширина , но этот параметр у всех колёс для роликов одинаковый , писать его незачем , и накой это делают некоторые китайские производители - неизвестно.
PU - полиуретан , материал колеса. Из другого материала колёса давно не делают , так что тоже непонятно зачем эта надпись. Вобщем что-то вроде "макароны без холестерина".
Это колёса с каких-то безымянных китайских роликов ?
Обычно ещё принято указывать жёсткость колеса , это двузначная цифра с буквой "А" , что-нибудь типа 78А , или 82А , это полезная информация говорящая об его свойствах.