Гробим "Arcam"
Arcam Alfa One...
Этот аппарат появился у меня 15 лет назад, и с тех пор радует меня и друзей своим отменным звуком. Я вполне доволен им до сих пор... хотя теперь он внутри совсем не тот, каким приехал с берегов Альбиона (это очень романтично, не правда-ли?). Эта вертушка играла изначально очень прилично, (да иначе я б его и не купил!) и ведь в принципе, оно и понятно, как себя должен был вести аппарат такого уровня. Однако, всегда наступает время, когда "просто хорошего" становится мало. Хочется большего, хотя даже и не знаешь чего именно. Так уж устроен человек вне зависимости от пристрастий. В то время я не знал про твик, да и про интернет тоже.
Но... вернемся к Arcam-у. Не то, чтобы " уж очень необходимо" было над ним пошаманить в каком-то направлении... улучшая и без того -очень хорошее- , просто была Абсолютная уверенность в том, что это возможно и нужно. Чуть позже, я для себя выяснил, что в таких случаях тяга к самому "процессу творчества" все же несколько... превалирует над смыслом, ибо известно, что руки радиогубителя всегда не дают покоя хозяину.
В тот неспокойный промежуток времени моей целью было "довести схему" до ума: т.е. сделать по-сути то, что на мой взгляд должны были бы сделать сами "буржуины", если бы у них не было "забот" по сокращению стоимости путем "допустимых упрощений: схемы, технологичности сборки и прочих обусловленных экономическим фактором надуманных дел."
После раздумий я определил основные направления для доработки:
- коренная переделка схемы электропитания и вынос блока питания в отдельный корпус
- небольшие доводки в схеме (в пределах моих знаний)
- магнито-экранирование и виброизоляция шасси и элементов на плате
Каких-либо более радикальных вещей с этой вертушкой делать точно никчему - это явно бессмысленно по трудозатратам и времени.
Штатная схема электропитания этой деки была довольно проста и, видимо, стандартна для аппаратов этой стоимости - один трансформатор на Ш- железе, стабилизаторы двух напряжений на 8905 для цифровой части схемы и 8907 для аналоговой. Очень просто, хотя и на приличной элементной базе: емкости "Rubycon" и т.п. Для полной гармонии в схеме я решил сделать отдельный источник для каждого потребителя - привода (пикапа); цифровой части; аналоговой; и дисплея. Кроме этого, дисплей было решено сделать отключаемым, ведь теоретически при работе его схемы возникают в/ч помехи, могущие не самым лучшим образом влиять на звуки. ( :))) )
В итоге выяснилось, что нужно сделать 4 трансформатора и столько же стабилизаторов напряжения. Трансформаторы я решил поставить тороидальные - как известно, торы образуют замкнутое магнитное поле, а потому отпадает необходимость их экранирования. Мотать торы "на коленке" совсем не хотелось, поэтому я заказал их у умельцев на Митинском рынке. Намотка 4-х торов обошлась прим. в 20 уев. Там же был найден и пластиковый корпус для отдельного блока питания.
Поначалу была мысль разместить схемы стабиллизаторов в отдельном корпусе (вместе с торами), но потом она была отвергнута ввиду явно чрезмерной (для аппарата такой цены) ортодоксальности. В итоге: все элементы для них разместились на основной плате на пустом месте от старого транс-ра; четыре стабилизатора были построены по стандартной для микрушек серии КреН схемотехнике и ее описывать нет смысла. Нюанс - все трансформаторы должны быть сфазированы!!!
В принципе, считается что стабиллизаторы на КреН-ах шумят; поэтому когда затевались эти переделки, то планировалось потом сделать "совсем человеческие" транзисторные усилители напряжения, но впоследствии оказалось, что это никчему - результат меня и так очень даже устроил. Более "отъявленные" (или радикальные) передельщики (нежели я) , конечно же c легкостью смогут реализовать питание схемы на транзисторных усилителях напряжения.
Четыре свеженамотанных тора легко поместились в "митинской шкатулке", нyжно было лишь врезать и закрепить сетевой разъем. В проводе до самой вертушки должно быть не менее 8 жил, поэтому было решено взять обычный многожильный экранированный шнур от компьютера вместе с 9-и пиновым разъемом.
(четвертый тор - в темной изоляции поэтому его неважно видно на фото)
"Мама" компьютерного разъема "почти привычно" встала на место штатного сетевого евро-гнезда с помощью небольшой переходной пластины.
На месте цифрового выхода видна фольга магнитоэкранирования корпуса.
Следующим шагом... доводки стала небольшая пробежка по схеме на предмет обнаружения в ней всякой "ненужной ерунды": были найдены и вынуты из схемы за ненадобностью шунтирующие транзисторные ключи - 2 транзистора стоят сразу за выходными операционниками. Их цель предотвращать броски напряжения на выходе деки при ее включении в сеть. Музыкальный сигнал постоянно проходит через них, и вполне очевидно, что эти братья с кремниевыми мозгами влияют на звук.
И сомнительно, что в лучшую сторону. Заодно были убраны и сопутствующие тем ключам резисторы. Был отключен и ненужный мне электрический цифровой выход - причем сразу за декодером.
Важный Нюанс: теперь после ликвидации этих ключей нужно строго соблюдать порядок включения всей системы - сначала включать деку, и только затем - усилитель. А выключать - в обратном порядке. (Последней в любом случае выключается акустика ((( шутка).
Можно, в принципе, пустить сигнал и мимо операционников, а заодно и мимо переходных конденсаторов. Это - дело личного эксперимента. Все емкости в "альфе" - Rubycon, поэтому менять их на другие приличные или другие "какие бамбуковые" - я смысла явно не видел.
Для "чистоты эксперимента" было проведено "тотальное" магнитоэкранирование шасси медной фольгой! Все "нутря" были вынуты из стального корпуса, после чего он был изнутри обклеен медной фольгой 0,8 мм по всей площади.
Механическая часть была отделена от платы медной перегородкой. Для уменьшения вибраций корпуса на фольгу я приклеил полоски из некоей липкой герметикоподобной дряни:)) Такой же штукой были обклеены объемные конденсаторы и микросхема цап-а. Ведь если чудить - так уж чудить!
Может кому будет и смешно все это читать, но распространение акустических волн и их влияние на процессы в кристаллах очень давно обьективно доказаны как факт.
Последним штрихом было решение сделать отключение дисплея. Не то, чтобы у меня была уверенность в экстра-необходимости этого "улучшателя", но все же время от времени немного свербила мысль - "если кто-то делает такую функцию - может быть в этом есть толк??"
Основным, конечно было это - в какой-то момент любые огоньки на аппаратуре стали раздражать. Сделал просто - укрепил микропереключатель-кнопку сбоку на шасси. Получилось удобно. А вообще, по моему твердому -нынче- убеждению: сравнительные эксперименты о влиянии работающего "ока" на звуки - более относятся к психоакустическим изысканиям, нежели к реальной "прозе жизни":))
О результатах этого "процесса". Ничего супер_мега_радикального, конечно, не произошло (впрочем, и слава Богу!), но все же откровенно почувствовалось, что аппаратик вздохнул посвободней. Звук изменился, в основном, на уровне микродинамики, сложные фрагменты многих вещей избавились от каши, прояснилась в целом и нюансировка.
Однако, прочитав и немного осмыслив все это через 15 лет, я скажу так - все же стоит подумать: а не станет ли для Вас подобная переделка самоцелью???:))
1999 г.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!